Методы оптимизации бизнес-процессов в организации
Методы оптимизации бизнес-процессов в организации могут применяться по отдельности, но наибольший эффект достигается при их комплексном применении, ниже сформирован эффективный сценарий комплексного применения по оптимизации бизнес-процесса из 9 методов оптимизации.
Методы перечисленны поэтапно, согласно рекомендованном порядку их реализации:
- Первичное ранжирование бизнес-процессов, необходимо выявить наиболее приоритетные процессы для анализа, на основании выгоды и сложности их оптимизации, согласно стратегическому менеджменту.
- SWOT-анализ– анализ слабых, сильных сторон, выявление внешних угроз и возможностей анализируемого бизнес-процесса.
На данном этапе формируется общая картина о текущем состоянии бизнес-процесса, а также влияние внешних факторов на него. - Бенчмаркинг процесса – если есть возможность сравнить улучшаемый процесс с аналогичным в другой или в Вашей компании, желательно использовать эту возможность. Сложность данного метода заключается в сборе достаточного количества информации для изучения, так как часто доступ к источникам информации часто ограничен.
Результаты изучения аналогичного процесса могут помочь найти наилучшие пути решения поставленных задач, а также избежать возможных ошибок. - Метод причин-следствий (диаграмма Исикавы) – на данном этапе необходимо выявить причины вызывающие проблемы в процессе, можно обойтись без построения диаграммы, но ее визуализация поможет лучше ориентироваться в проблематике анализируемого процесса. Задачу упрощает наличие результатов SWOT-анализа и бенчмаркинга.
Данный этап обеспечивает наиболее полное выявление причинно-следственных связей в бизнес-процессе. - Мозговой штурм и повторное ранжирование бизнес-процессов, на данном этапе для всех выбранных бизнес-процессов на 1 этапе был проведен анализ (2,3,4 этапы), на основании которого лучше всего пересмотреть приоритеты по очереди оптимизации бизнес-процессов. Данное мероприятие можно провести в формате мозгового штурма.
На текущем этапе формируются окончательный план оптимизации бизнес-процессов в компании на среднесрочный период. - Анализ бизнес-логики процесса, детальный анализ всех этапов, их связей и очередности, цель анализа выявление нарушенной логики в бизнес-процессе. С данным анализом очень хорошо сочетается философия «Бритвы Оккамы» — устраняем элементы не несущие полезности для потребителя или бизнеса. На данном этапе также можно сформировать список предложений по автоматизации конкретных элементов.
- Оценка фрагментарности процесса, между участниками, выполняющими разные функции бизнес-процесса существует организационный разрыв, он имеет отрицательное влияние на эффективность процесса в целом, но может нивелироваться хорошо отлаженной коммуникацией между участниками или автоматизацией последовательности переходов (например, конвейер).
- Автоматизация бизнес-процессов, для эффективной автоматизации требуется провести всю перечисленную выше экспертизу бизнес-процесса, которая выявит текущие слабые места или возможные перспективы для улучшения. Хорошо реализованное решение уменьшает нагрузку на участников процесса и создает в нем стабильный поток.
- Анализ и оптимизация бизнес-процессов на основе показателей (KPI), отслеживание ключевых показателей в процессе позволяют оперативно обнаруживать сбои в работе, поэтому необходимо поставить их на постоянный мониторинг, возможно понадобится разработать определенный отчет в корпоративных системах, но не всегда это возможно из-за технических или физических ограничений.
Также владение информацией о динамике KPI позволяет дополнительно определять и модерировать тенденции развития процесса.
Инструменты для мониторинга KPI необходимо спланировать при автоматизации бизнес-процессов.
Применение методов оптимизации бизнес-процессов в организации
Применять перечисленные методы оптимизации бизнес-процессов в организации необходимо в порядке их завершения, так как последующие этапы зависят от результатов более ранних этапов и даже планирование поздних этапов бывает сложно реализуемо, когда результаты от предыдущего этапа не были проанализированы.
Например, проведение автоматизации без анализа логики процесса и его фрагментарности может привести к:
- Затратам на разработку излишнего функционала;
- Неверной последовательности в цепочке работы;
- Очевидно лишним модулям, не несущим полезного действия компании;
- Ухудшению, а не улучшению бизнес-процесса в целом.
На мой взгляд, по мере оптимизации и улучшения всех бизнес-процессов компании, так или иначе, происходит постепенное приближение к концепции управления «6 Сигм» — концепция управления производством, разработанная в корпорации Motorola в 1986 году и популяризированная в середине 1990-х. Суть концепции сводится к необходимости улучшения качества выходов каждого из процессов, минимизации дефектов и статистических отклонений в операционной деятельности.