10 лет App Store: эволюция дизайна приложений
Одна из самых значительных дизайнерских возможностей в новейшей истории была анонсирована простом в блоге на веб-сайте Apple. «Позвольте мне просто сказать: мы хотим, чтобы на iPhone поддерживались сторонние приложения, и мы планируем иметь на руках SDK в феврале», — писал Стив Джобс. В тихое утро в четверг, менее чем через год, App Store открылся для пользователей iPhone с выбором чуть более 500 приложений.
Немногие современные инновации изменили то, как мы живем и взаимодействуем с окружающим миром больше, чем iPhone. Создатели первых 500 приложений, доступных на старте, имели уникальную возможность сформировать направление проектирования и методы взаимодействия миллионов приложений, созданных с тех пор.
Чтобы отметить 10-летний юбилей App Store, давайте изучим визуальную эволюцию оригинальных приложений App Store за последние 10 лет.
Приложения App Store
В этой части мы сосредоточимся исключительно на заметных визуальных изменениях для приложений, которые были доступны для загрузки в первый день и все еще получают обновления. Хотя многие из этих приложений также доступны для iPad, этот обзор подчеркивает изменения в версиях iPhone.
iTunes Remote
Apple представила пример для других разработчиков сразу на старте, опубликовав некоторые из своих программ в App Store. Два из первых созданных приложений — это игра Texas Hold’em и iTunes Remote, простая утилита для управления воспроизведением на Mac или Apple TV в iTunes по Wi-Fi. В то время как Texas Hold’em убрали из магазина в 2011 году.
С самого начала дизайн Remote сильно зависел от внешнего вида iPhone. Фактически, представление проигрывания было по существу идентичным по внешнему виду. Версия 2.0 принесла новый значок, разработанный Луи Мантией. Два приложения начали расходиться на iOS 6, когда приложение Music было полностью переработано и появился ползунок громкости, который динамически реагировал на движение вашего iPhone.
Первый крупный редизайн Remote был сделан с iOS 7. Приложение Remote показало темный, размытый фон, который был тонирован цветом обложки альбома. В 2016 году Apple выпустила приложение Apple TV Remote для Apple TV 4-го поколения — логичный шаг вперед, который, похоже, заменил Remote. Вскоре после этого Remote был переименован в iTunes Remote. Хотя приложение по-прежнему было доступно для скачивания, оно оставалось практически неизменным до июня прошлого года, когда оно получило совершенно новый дизайн и поддержку для более высокого дисплея iPhone X.
Обновление iTunes Remote возвращается к гораздо более визуально консервативному оформлению, напоминающему приложение для iOS 11 Music. Вместо красного цвета оттенок iTunes Remote использует синий цвет, чтобы соответствовать обновленному значку.
В отличие от скромных изменений iTunes Remote, приложение Facebook постоянно обновляется. Всесторонняя визуальная история приложения заполнила бы небольшую книгу, поэтому мы решили выделить восемь наиболее значительных изменений.
Приключения Facebook на iPhone действительно начались до того, как появился App Store. Первоначально сервис был доступен в качестве одного из первых веб-приложений iPhone в октябре 2007 года. Версия 1.0 в App Store сегодня практически не идентифицируется как Facebook, есть лишь синея подпись в навигационной панели. Даже на значке отсутствует «f». Новостная лента приложения была по существу украшенным табличным представлением над панелью вкладок с пятью значками: «Главная», «Профиль», «Друзья», «Чат» и «Входящие». Версия 2.0 построена на той же концепции, добавив еще два слоя навигации под основной панелью заголовка.
Facebook 3.0 был впервые просмотрен в июле 2009 года и представил 3 × 3 сетки значков, которые помогут решить проблему всплывающей навигации приложения.
В октябре 2011 года Facebook 4.0 был ранним приверженцем «гамбургер меню» для навигации. После версии 4 временная шкала разработки Facebook становится значительно сложнее.
В апреле 2013 года Facebook экспериментировал со значками чата в приложении iOS, перемещаемыми фотографиями профиля, которые расширялись в окна чата при нажатии. Новый взгляд iOS 7 потребовал пересмотра, который увидел повторное введение панели вкладок для навигации. Значки на вкладке по-прежнему регулярно пересматриваются и перемещаются между обновлениями.
Некоторые из задач дизайна Facebook исходят из их операционного масштаба. В отличие от многих небольших приложений, Facebook должен предлагать постоянный опыт своим клиентам на большом количестве платформ, а не только на Apple. Обновление в августе 2017 года попыталось унифицировать дизайн ленты новостей в приложениях iOS, Android и браузерах с комментариями в стиле, похожим на разговор в Messenger.
Evernote
История стиля Evernote прекрасно отражает многие из основных тенденций разработки программного обеспечения с 2008 года.
Как и многие ранние приложения для iPhone, Evernote 1.0 сильно опирался на элементы UIKit и большую глянцевую графику. В 2011 году редизайн реорганизовал панель вкладок и определил хронологическое представление «Все примечания». Когда Evernote добавила поддержку более крупного дисплея iPhone 5 в 2012 году, приложение по-прежнему использовало элементы интерфейса iOS по умолчанию. Навигационные панели и кнопки автоматически подобрали матовую поверхность iOS 6.
В ноябре 2012 года был запущен Evernote 5. Тимбированная иконография, текстуры искусственной бумаги и глубокие тени дали глубину приложения. Значок приложения опустил старую глянцевую внешность, но сохранил матовый металл.
eBay
Дизайн eBay, пожалуй, является самым драматичным преобразованием из представленных приложений. Хотя Apple подчеркнула это на сцене в WWDC 2008, оригинальная версия eBay для iPhone была абсолютно сырой по сравнению с утонченным опытом сегодня. К ноябрю 2009 года все приложение было переосмыслено с более последовательным серым интерфейсом.
Через год eBay 2.0 заложил основу для того, как приложение будет организовано на долгие годы. Начальный экран приложения также был обновлен и, наконец, стал по-настоящему оригинальным дизайном iOS.
Несколько обновлений в 2013 году дали eBay новые фоны, сохраняя при этом тот же базовый пользовательский интерфейс. Каждое изменение отражало стремительно развивающиеся вкусы программного обеспечения.
В сентябре 2015 года eBay 4.0 сломал сложившуюся форму. Большая часть функциональности приложения была помещена под меню гамбургера, оставив только три вкладки в верхней части: «Активность, магазин, продажа». К маю 2016 года eBay почти полностью вернул старую организацию приложения. Сегодняшний макет имеет более близкое сходство с дизайном, запущенным в 2010 году.
Twitterrific
Twitterrific первый клиент Twitter для iPhone, прежде чем App Store даже был анонсирован. Благодаря программному обеспечению, разработанному сообществом энтузиастов Apple, разработчики имели несколько месяцев опыта написания приложений к тому времени, когда Apple предоставила официально санкционированные инструменты.
Twitterrific 1.0 выглядя удивительно качественно сразу после релиза. Он выиграл премию Apple Design Award в 2008 году. Twitterrific также был одним из первых приложений, использующих темную тему — все более популярный вариант сегодня. Каждое обновление отражало изменения функций и функциональности платформы Twitter.
В 2012 году Twitterrific 5.0 переместил всю навигацию в верхнюю часть дисплея и использовал полностью настраиваемые элементы пользовательского интерфейса. Подобная планировка сохранилась до сегодняшнего дня.
Twitterrific является одним из немногих приложений для iOS, которым удалось сохранить богатый подробный значок, сохраняя при этом современный вид. Талисман приложения, Ollie, едва изменился по внешнему виду во время перехода на iOS 7 и по-прежнему выглядит так же свежо, как и в 2012 году.
Индивидуальность
Ранние приложения для iPhone погрузились в неизвестный мир. Без предвзятых представлений о том, как приложение должно выглядеть или работать, разработчики и дизайнеры имели полную свободу экспериментировать.
Несмотря на это, многие ранние приложения выглядели очень похожими, так как пользователи и разработчики изучали лучшие практики рука об руку. В течение нескольких лет большинство приложений нашли свой путь и разработали уникальные стили. По мере улучшения возможностей аппаратного обеспечения дифференциация дизайна постепенно смещалась от статической графики к анимации и динамическим интерфейсам.
После того, как принципы представленные с iOS 7, отправили дизайнеров и разработчиков обратно на чертежную доску, многие приложения начали дифференцировать себя с эмпирическими выборами, которые ощущаются, а не видны. Задумчивый дизайн и прогнозирование информации часто используются, чтобы помочь нарисовать новый и интересный контент, который в противном случае остался бы незамеченным. Интеллектуальные рабочие процессы упрощают общие действия и помогают вам тратить меньше времени на выполнение задач. Важность хорошего дизайна за пределами уровня пикселя привела к росту популярности дизайна пользовательского опыта (UX) в последние годы.
Следующие 10 лет
В 2008 году было невозможно точно предсказать, как будет развиваться App Store. Инновации возникли из-за инноваций, и вкусы, и привычки владельцев iPhone сформировали те приложения, которые уже существовали. То же самое можно сказать и о будущем. Предстоящие iPhone и версии iOS наверняка изменят пейзаж приложений.