Методы оптимизации бизнес-процессов в организации

Методы оптимизации бизнес-процессов в организации

Методы оптимизации бизнес-процессов в организации могут применяться по отдельности, но наибольший эффект достигается при их комплексном применении, ниже сформирован эффективный сценарий комплексного применения по оптимизации бизнес-процесса из 9 методов оптимизации.

Методы перечисленны поэтапно, согласно рекомендованном порядку их реализации:

  1. Первичное ранжирование бизнес-процессов, необходимо выявить наиболее приоритетные процессы для анализа, на основании выгоды и сложности их оптимизации, согласно стратегическому менеджменту.
  2. SWOT-анализ– анализ слабых, сильных сторон, выявление внешних угроз и возможностей анализируемого бизнес-процесса.
    На данном этапе формируется общая картина о текущем состоянии бизнес-процесса, а также влияние внешних факторов на него.
  3. Бенчмаркинг процесса – если есть возможность сравнить улучшаемый процесс с аналогичным в другой или в Вашей компании, желательно использовать эту возможность. Сложность данного метода заключается в сборе достаточного количества информации для изучения, так как часто доступ к источникам информации часто ограничен.
    Результаты изучения аналогичного процесса могут помочь найти наилучшие пути решения поставленных задач, а также избежать возможных ошибок.
  4. Метод причин-следствий (диаграмма Исикавы) – на данном этапе необходимо выявить причины вызывающие проблемы в процессе, можно обойтись без построения диаграммы, но ее визуализация поможет лучше ориентироваться в проблематике анализируемого процесса. Задачу упрощает наличие результатов SWOT-анализа и бенчмаркинга.
    Данный этап обеспечивает наиболее полное выявление причинно-следственных связей в бизнес-процессе.
  5. Мозговой штурм и повторное ранжирование бизнес-процессов, на данном этапе для всех выбранных бизнес-процессов на 1 этапе был проведен анализ (2,3,4 этапы), на основании которого лучше всего пересмотреть приоритеты по очереди оптимизации бизнес-процессов. Данное мероприятие можно провести в формате мозгового штурма.
    На текущем этапе формируются окончательный план оптимизации бизнес-процессов в компании на среднесрочный период.
  6. Анализ бизнес-логики процесса, детальный анализ всех этапов, их связей и очередности, цель анализа выявление нарушенной логики в бизнес-процессе. С данным анализом очень хорошо сочетается философия «Бритвы Оккамы» — устраняем элементы не несущие полезности для потребителя или бизнеса. На данном этапе также можно сформировать список предложений по автоматизации конкретных элементов.
  7. Оценка фрагментарности процесса, между участниками, выполняющими разные функции бизнес-процесса существует организационный разрыв, он имеет отрицательное влияние на эффективность процесса в целом, но может нивелироваться хорошо отлаженной коммуникацией между участниками или автоматизацией последовательности переходов (например, конвейер).
  8. Автоматизация бизнес-процессов, для эффективной автоматизации требуется провести всю перечисленную выше экспертизу бизнес-процесса, которая выявит текущие слабые места или возможные перспективы для улучшения. Хорошо реализованное решение уменьшает нагрузку на участников процесса и создает в нем стабильный поток.
  9. Анализ и оптимизация бизнес-процессов на основе показателей (KPI), отслеживание ключевых показателей в процессе позволяют оперативно обнаруживать сбои в работе, поэтому необходимо поставить их на постоянный мониторинг, возможно понадобится разработать определенный отчет в корпоративных системах, но не всегда это возможно из-за технических или физических ограничений.
    Также владение информацией о динамике KPI позволяет дополнительно определять и модерировать тенденции развития процесса.
    Инструменты для мониторинга KPI необходимо спланировать при автоматизации бизнес-процессов.

Применение методов оптимизации бизнес-процессов в организации

Применять перечисленные методы оптимизации бизнес-процессов в организации необходимо в порядке их завершения, так как последующие этапы зависят от результатов более ранних этапов и даже планирование поздних этапов бывает сложно реализуемо, когда результаты от предыдущего этапа не были проанализированы.

Например, проведение автоматизации без анализа логики процесса и его фрагментарности может привести к:

  1. Затратам на разработку излишнего функционала;
  2. Неверной последовательности в цепочке работы;
  3. Очевидно лишним модулям, не несущим полезного действия компании;
  4. Ухудшению, а не улучшению бизнес-процесса в целом.

На мой взгляд, по мере оптимизации и улучшения всех бизнес-процессов компании, так или иначе, происходит постепенное приближение к концепции управления «6 Сигм» — концепция управления производством, разработанная в корпорации Motorola в 1986 году и популяризированная в середине 1990-х. Суть концепции сводится к необходимости улучшения качества выходов каждого из процессов, минимизации дефектов и статистических отклонений в операционной деятельности.